tengu

И снова здравствуйте, дорогие читатели. Мы продолжаем цикл статей о мифических существах страны восходящего солнца. И сегодня мы поговорим о тэнгу. (Вступление короткое, потому что автору лень сидеть и сочинять длинные вступительные речи…). Итак, начнем.

image1Тэнгу (буквально «Небесная собака»; китайск.: Тянь-хоу) — существо из японской мифологии. В буддистских и синтаистских традициях Китая, а затем и Японии, могущественные духи гор и лесов, некий аналог европейского гоблина или лешего. В японской мифологии тэнгу тератологическое существо; представляется в облике мужчины огромного роста с красным лицом, длинным носом, иногда с крыльями. Тэнгу очень часто носит одежду горного отшельника (ямабуси), он наделён огромной силой.

Внешний вид и происхождение.

Как и многие другие персонажи японского фольклора, тэнгу происходят из Китая. В Китае эти существа изображались похожими на лисиц с белой головой. Им приписывались способности отвращать беды, а также отпугивать разбойников лаем. Также так называлось злое божество, живущее на Луне. Наконец, то же слово означало особые звёзды, падающие с треском и блеском. Вскоре образ лисособаки начал изменяться под действием способности тэнгу летать. В «Собрании стародавних историй» (Кондзяку моногатари) появившемся в 12 веке, тэнгу предстал в образе сокола, обитающего в кронах старых деревьев. Ему приписывалась способность своими чарами всячески смущать людей. В том же произведении можно найти множество указаний на то, что буддийские монахи пытались использовать силу тэнгу в своих целях. Один из них даже смог вылечить императора, однако был изгнан, когда вскрылась его связь с тэнгу. Считалось что хотя тэнгу и обладают значительным могуществом, блага, принесённые их колдовством, в будущем непременно обернутся неприятностями. Поэтому допустимо обращаться за помощью к будде, но следует воздержаться от контактов с тёмными силами наподобие тэнгу. Более того, монахи заручившиеся поддержкой тёмных сил, сами стали считаться тэнгу, принявшими человеческий облик. В первую очередь с тэнгу стали отождествлять ямабуси, чему способствовало мнение о том, что настоящий ямабуси обязательно умеет летать. Поэтому в наиболее поздних источниках тэнгу "выступает с облике мужчины огромного роста с красным лицом, длинным носом, с крыльями (в волшебной сказке летает с помощью взмахов чудесного веера), в одежде горного отшельника (ямабуси)", в паре гетов (традиционной японской обуви и деревяннх досочек) и в маленькой монашеской шапке.

Примерно с 12 века он принял форму ямабуси в характерной шапочке, крыльями за спиной, посохом или мечом в руке и характерным лицом. В случае дайтэнгу это было красное лицо с огромным носом. В случае же карасу тэнгу лицо выделялось круглыми глазами и птичьим клювом вместо носа. Вместе с эволюцией внешнего вида, с 12 века стала расти и положительная роль тэнгу. Появились многочисленные легенды о том, что они были учителями лучших воинов Японии. Благодаря такому учителю, воины с легкостью побеждали простых смертных. Постепенно тэнгу стали считаться и воплощением ками гор, порою выступая противниками буддийского учения. Со временем эта враждебность исчезла и тэнгу превратились в защитников любых святилищ и в первую очередь горных. Тем не менее, ими по-прежнему пугают маленьких детей.

Тэнгу любит чистоту, не терпит близости людей, морочит путников в горах, лесорубов, пугает их громовым хохотом, или изображая треск срубленных деревьев. По народным поверьям, после смерти злой или гордый человек может превратиться в тэнгу.

Им приписывают экстраординарные физические способности и навыки владения холодным оружием. Изредка они служат наставниками в искусстве войны и стратегии людям, которых считают достойными. Также благородные тэнгу выступают защитниками святых людей и храмов. Однако чаще тэнгу — это злобные насмешливые существа, стремящиеся всякий раз навредить людям. Это жестокие обманщики, вызывающие пожары, подстрекающие к войнам.

Тэнгу терпеть не могут высокомерия, предубеждения и тщеславия, особенно когда речь идет о буддистских священниках и самураях. Так к концу эпохи Камакура тэнгу становится главным в литературе средством для критики и уличения греховности духовенства, защитником Дхармы.

Немного о среде обитания.image2

По одной версии все тэнгу живут в отдельных колониях под предводительством одного лидера; по другой — тэнгу является отшельником, и "любит селиться в старых деревьях с искривленными стволами. В одной из легенд конца XIX века люди, срубившие сосну тэнгу, умерли.

Это интересно: вера в тэнгу была настолько сильна, что даже в 1860 году правительство Японии отправляло им официальное прошение освободить провинции, через которые проезжал сёгун. На горных дорогах Японии часто встречаются статуи тэнгу.

Виды тэнгу.

Карасу тэнгу Котэнгу, «ворон» тэнгу, младший тэнгу. Древняя форма тэнгу, изображаемый как злое, похожее на ворону существо. Обладал телом человека, крючковатым лицом, маленькой головой, крыльями и когтями. Похищает взрослых и детей, разжигает пожары. Разрывает на части тех, кто преднамеренно наносит вред лесу. Иногда карасу тэнгу освобождает похищенных им людей, но, оставшись в живых, они возвращались домой слабоумными. Так же могут манипулировать судьбой человека.

Ямабуси тэнгу Даитэнгу, горный монах-отшельник тэнгу. Тэнгу, ставший за свою жизнь более похожим на человека внешне и взявший на себя роль защитника в делах людей. Тэнгу может превратиться в мужчину, женщину, или ребенка, но его основная ипостась — босой странствующий пожилой отшельник, монах-ямабуси с чрезвычайно длинным носом.

Отдельного упоминания достоин легендарный Курама Тэнгу, или: Содзёбо (букв. монашествующий правильный человек) — мифический король тэнгу, мелких божеств, населяющих горы и леса Японии. Содзёбо изображается как древний Ямабуси-тэнгу в красном платье с длинными белыми волосами и неестественно длинным носом, верный последователь учения Сюгэндо. Он носит с собой веер из семи перьев, как символ высшего положения в иерархии тэнгу. Он очень силён — в одной из легенд говорится, что он имеет силу 1000 обычных тэнгу. Содзёбо живет на горе Курама (к северу от Киото). По идее Хаяси Радзана Содзёбо являлся главой тэнгу, живущих на горе Курама, которые представляют одних из трёх Дайтэнгу (Великих тэнгу).

Содзёбо наиболее известен обучением Минамото-но Ёсицунэ (тогда известному под своим детским именем Усивака-мару или Сянао) искусству фехтования, тактике и магии в 12-м веке.

Имя «Содзёбо» происходит от Содзёгатани, названия долины у подножия горы Курама, неподалеку от храма Кибунэ (Кибунэ Дзиндзя), расположенного в районе Сакё, связанного с сюгэндзя последователями школы Сюгэндо. Именно в этой долине, по легенде, Усикава тренировался с Содзёбо. Эта связь в названиях лежит в основе многих японских гравюр, в том числе одной из работ Ёситоси.

Культ Содзёбо был очень популярен среди охотников и лесорубов. Кроме того, в некоторых японских деревнях родители распространяли миф о том, что Содзёбо поедает мальчиков, идущих в лес ночью, дабы отучить их от привычки ослушаться родителей.

Тэнгу довольно популярные персонажи в игровой и аниме индустрии. Причем роли им приписываются разные. Одни из них помогают героям, другие представлены злодеями. Для меня самыми яркими тэнгу является троицы из Touhou:

image3

Ая Шемеймару - карасу-тэнгу

image4

Момидзи Инубашири - хакуро-тэнгу

image5

Хатате Химекайдо - карасу-тэнгу

 

Что ж, на этом можно поставить точку в сегодняшней беседе. В следующей статье мы поговорим о прекрасных кицунэ и поставим точку в цикле статей о мифических существах Японии. Что ж, до новых встреч!

 

Автор статьи: Keitaro

Автор заглавного арта: ChrisLive

 

Почему могут спускать колеса авто смотрите тут kamael.com.ua
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru